Группа » Бота». Занятия по обучению грамоте.

Доброе утро, уважаемые родители! Сегодня у нас занятие по грамоте.
18.09.2020

Группа » Бота». Занятия по обучению грамоте.

 



























ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.

Характеристика гласных звуков:
• произносятся голосом;
• при произнесении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград;
• гласные образуют слог.
• А, О, У, Ы, Э – всегда обозначают твердость согласных.

Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов!
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Характеристика согласных звуков:
• произносятся с шумом или голосом;
• при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ;
• согласные звуки не образуют слог.
• согласный звук может быть твердым или мягким, звонким или глухим.

Л, М, Н, Р – непарные звонкие (сонорные, самые звонкие из согласных);
Х, Ц, Ч, Щ – непарные глухие согласные;
Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С — парные по глухости—звонкости, всегда твёрдые;
Ш, Ж, Ц— всегда твердые звуки;
Щ, Ч, Й— всегда мягкие звуки.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

Слова для полного звукового анализа:
• Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
• Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.
• Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
• Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.
• Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.
• Слова и двух слогов со стечением: сумка, кошка.
• Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Как обучить ребенка звуковому анализу слов?


В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой и фонетической, или звуковой стороной.

Таким образом, основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка: обучение их звуковому анализу слов, что становится основой для ознакомления с буквами и обучения чтению.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
I этап - выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
II этап - вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.
III этап - определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ слова – это определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый).

Звуковая схема слова – это последовательность символов (кружочков, квадратиков), выло-женных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковая схема слова МАК.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Сделаем звуковой анализ слова БУСЫ:
1. Выделим голосом первый звук: ббб – усы:
• Какой первый звук в слове Бусы? (Звук Б).
• Какой это звук, гласный или согласный нельзя? (звук Б – согласный).
• Что можно ещё рассказать про этот звук? (звук Б – твердый, обозначаем фишкой синего цвета; звонкий, т.к. работает горлышко).
• Закрась первый квадратик синим цветом.

2. Выделим голосом второй звук: б –ууу-сы.
• Какой звук слышится после звука Б,(звук)
• Какой это звук? (гласный, обозначаем фишкой красного цвета).
• Закрась второй квадратик красным цветом.

3. Выделим голосом третий звук: бу-ссс-ы • Какой звук слышится после звука У? (звук С – согласный, твердый, глухой, горлышко не работает, обозначаем фишкой синего цве-та). Закрась третий квадратик.

4. Выделим голосом четвертый звук: бус-ыыы.
• Какой звук слышится после звука С? (звук Ы).
• Какой это звук? (гласный, обозначаем фиш-кой красного цвета).
• Закрась четвертый квадратик красным цветом.

- Сколько всего звуков в слове? (В слове БУСЫ четыре звука).
- Назови согласные звуки в слове: Б, Т; - Назови гласные звуки в слове: О, Ы; - Назови все звуки по порядку: Б, У, С, Ы; - Где находится звук Б: в начале, в середине, в конце слова? (звук Б находится в начале слова).
- Какой по счету звук Ы? (звук Ы в слове бусы, четвертый).
- Подели слово на слоги. Сколько в слове БУСЫ слогов? (В слове бусы 2 слога, т.к 2 гласных звука: У, Ы).
- Начерти слоговую схему слова (раздели полоску - слово на 2 части).
- Назови первый слог: первый слог БУ;
- Назови второй слог: второй слог СЫ - Напиши слово буквами: БУСЫ.
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *